Растения в нашей жизни

Видео: Флорист Наталья Мельникова. Роль цветов в нашей жизни и доме

Растения в нашей жизни

В наш век принято считать, что человек — царь природы. К сожалению, усвоив это, он порой забывает, что является ее сыном и поэтому должен, как всякий порядочный сын, заботиться о своей матери.
Поселяясь в городах, мы все реже слышим соловьиные трели, песню жаворонка. Отдаляясь от живой природы, тесним и истребляем ее обитателей, загрязняем реки. Серьезно пострадал и растительный мир нашей Родины. Из 20 тысяч видов флоры 600 уже под угрозой исчезновения. Они занесены в Красную книгу. Практическое значение видов не в счет, поскольку их исчезновение необратимо, утрата их окончательна и бесповоротна. Даже вредители и сорняки имеют право на жизнь, так как каждый из них уникален и обладает своим неповторимым фондом наследственности.
5 марта 1980 года был провозглашен текст небывалого в истории человечества документа — Всемирной хартии охраны природы. В ней говорится о сохранении генетического разнообразия планеты — всех биологических видов — как о важнейшей проблеме современности.
В природе не бывает ничего однозначно вредного. Даже злейшие сорняки — первейшие помощники для рекультиваторов, которые возвращают к жизни бросовые земли, зольные, шлаковые, пиритовые отвалы, отравленные, засоленные земли. Спорынья ядовита и вредна, а скольким больным она спасла жизнь! Некоторые плесени и бактерии стали использоваться в медицине, пищевой промышленности, для очистки среды от загрязнения, для биологической борьбы с вредителями полей, которая приходит на смену химии.
Нет растений бесполезных, есть непознанные. Природа и успехи науки бионики зависят именно от глубокого познания ее живых обитателей. В свете современной экологии каждое животное и растение по-своему полезно и необходимо.
Наш век, породив грандиозную технику и скорость освоения природных богатств, вызвал к жизни новые проблемы и потребности, для удовлетворения которых человек, как и прежде, обращается в ту же природную копилку. Теперь идут в дело такие виды и типы организмов, которые прежде не интересовали человека.
На сегодняшний день известно около 1,7 миллиона видов растений и животных. Но опись окружающего нас мира сделана едва наполовину. Микроорганизмы известны менее чем на 10 %, насекомые на 50 % от истинного их числа. Можно ожидать немало сюрпризов от морских рыб. До сих пор мы хорошо не знаем, с кем делим свою планету, но уже возникла необходимость спасать многие живые организмы.
В разделе Красной книги СССР, посвященном растениям, приведены сведения о замечательных, радующих человека многоцветьем красок, изысканностью форм, неповторимым ароматом дикорастущих лилиях, тюльпанах, нарциссах, колокольчиках, примулах, подснежниках, орхидеях. Много видов в Красной книге и лекарственных растений, таких, как женьшень, полянь цитварная, горицвет золотистый, дуб, пихта, лиственница, можжевельник высокий- и диких плодовых: гранат, яблоня, груша, хурма, инжир. И что ни растение, то клад! Здесь же и совсем малопривлекательные виды. Почему они вымирают? Потому, что изменяется и разрушается среда их обитания. Леса вырубают, уцелевшие клочки целины распахивают, одни места затопляют, другие осушают, загрязняют пестицидами, токсическими веществами. Тут худо приходится всем видам.
Зеленые растения полезны уже потому, что из воды и солнечного света они создают органическое вещество и выделяют кислород, дефицит которого на планете является одной из острейших проблем современности. Сгорание одной тонны угля берет кислорода столько, сколько необходимо для жизни 10 человек в течение года. Проходя 1000 километров, один автомобиль расходует годовую норму кислорода, необходимого для жизни человека. А сколько промышленные предприятия выделяют в воздух двуокиси серы, окислов свинца, азота, углекислого газа! В этом случае лес работает как мощный фильтр, поглощая вредные пары и газы. Поэтому, используя леса, надо заботиться о них и не допускать переруба расчетных лесосек и вовремя приходить на помощь, когда он болен. Нас не может не тревожить тот факт, что тропические леса в настоящее время вырубаются со скоростью 20 гектаров в минуту! А в тропических лесах коэффициент полезного действия фотосинтеза достигает рекордных величин.
Воду человек берет из рек, озер, родников, пищу научился добывать сам, а вот воздух всему живому поставляют только растения. Не следует забывать, что 98 % всех пищевых и энергетических нужд человечества обеспечивается благодаря фотосинтезу растений. Недаром говорят: двое правят жизнью на земле — красное солнышко да зеленое зернышко. Прячет солнышко лучи в колос, зерна, калачи.
Трудно представить в денежном выражении животворную способность леса. Мы просто привыкли к этим благам и берем их безвозмездно. А ведь они имеют цену, и немалую. Польза леса нередко оценивается во много раз выше, чем стоимость древесины. В Японии лесной массив «Ашиями» оценили в 6 раз дороже стоимости его древесины.
В самом деле, можно ли недооценивать оздоровительную роль лесов? Они прекрасно защищают воздух от пыли и промышленных загрязнений, обогащают ароматами, целебными фитонцидами, которые убивают многие болезнетворные микробы. Один гектар леса за летний период поглощает 200 кг углекислого газа и выделяет 220 кг кислорода. Летом деревья создают прохладу, в скверах температура воздуха ниже на 5—10°, чем на городских улицах. Даже цвет листвы деревьев влияет на настроение: зеленая окраска успокаивает нервную систему, желтая дает заряд бодрости, красная вызывает ощущение тепла.
Испокон веков человек обращался к лесу: он его кормил, обогревал, защищал, учил наблюдательности, влиял на душевное самочувствие. Человек, понимающий природу, благороднее и чище, а любовь к родной стране невозможна без любви к природе. Есть в жизни каждого человека такие моменты, когда общение с природой пробуждает в нем патриотические чувства, вызывает благородные стремления. Особенно остро сознает это человек, покидая родные места, — они становятся ему по-новому родными и близкими. Иван Сергеевич Тургенев, прожив значительную часть жизни за границей, в мае 1882 года писал Полонскому: «… когда будете в Спасском, поклонитесь от меня моему дому, саду, моему молодому дубу — Родине поклонитесь, которую я уж, вероятно, не увижу».
Тургенева уже 150 лет назад тревожили смена пород и исчезновение первичных лесов, и он предвидел борьбу за сохранение «зеленой шубы Земли», ставшую в наши дни главной в проблеме взаимоотношения человека с природой.
Много интересных растений в семействе лютиковых. В них декоративность сочетается с лечебными свойствами. Таковы представители рода борец, по-латыни — аконит. Его лиловые цветки, собранные в кистевидные соцветия, похожи на шлемы. На юге Тюменской области изредка встречается аконит высокий — очень ядовитое растение.
В медицине очень популярен как сердечное средство адонис весенний. В лесах Сибири его становится все меньше и меньше, и собирать его можно сейчас только по особым разрешениям — лицензиям, и то после определения его запасов. Цветок его крупный, лепестки ярко-желтые, глянцевые, с зазубринами на концах. За его золотистый цвет адонис прозвали горицветом.
Из этого же семейства в лесах таежной зоны области встречается пион уклоняющийся, или марьин корень. Это многолетнее травянистое растение с крупным твердым корнем имеет специфический запах и сладковато-терпкий вкус. Корень на срезе бывает малиновый или беловатый. Запасы его очень ограничены, собирают только по лицензиям.
Ветреницы тоже числятся в списках лекарственных растений. Они самыми первыми весной ласкают наш взор венчиками белых цветков. В нашей области чаще встречаются две ветреницы — лесная и лютиковая. Эти подснежники приурочивают свой жизненный цикл к светлой фазе леса — пока нет листвы. Расцветают ветреницы уже при 6—7° тепла. Лепестки поначалу бывают в розовых разводах, основное же время венчики выглядят чисто-белыми. Не успеют опасть белые лепестки, а на стебельках уже торчат ежики плодов, затем желтеют листья и отмирают стебли. Ветреницу лесную белую справедливо называют реликтом. Ведь она была спутницей широколиственного леса еще в доледниковую пору, когда наш климат отличался мягкостью и повышенной влажностью. Под напором ледника дубравы отступили на юго-запад, а вернуться уже не смогли из-за недостатка тепла, климат стал холоднее, но ветреница прижилась и осталась в наших лесах. Научное название ветреницы — анемона, происходит от греческого слова анемос — ветер. Растение действительно не боится ветра.
Прострел раскрытый — это самый первый наш подснежник. Еще кругом лежит снег, а он уже поднял свои пушистые желтоватые головки цветков. Его зовут еще сон-травой, согласно поверью, этот цветок способен вызывать сон. Прострел содержит протоанемонин — сильное бактерицидное и фунгицидное средство. Старые живописцы из цветков, сваренных с квасцами, получали зеленую краску.
Под угрозой исчезновения из лютиковых купальница европейская, живокость высокая, живокость разноцветная. Как великолепны лесные феи — орхидеи! Их у нас не так много, а всего их более 2000 видов, живут они в тропиках. Наиболее часто у нас встречается любка двулистная, часто ее называют ночной фиалкой или ночной красавицей. Цветки ее белые, с нежным тонким запахом, который усиливается к вечеру, когда влагой насыщается ночной воздух. Цветки неправильной формы, плод — продолговатая коробочка. Растет в смешанных лесах южной Сибири. У нее всего два листочка, а в земле два клубенька: молодой светлый, старый — потемнее.
Очень похожи на любку двулистную ятрышники. В наших лесах встречаются несколько ятрышников. Ятрышник лиловый, или широколистный, имеет пальчато-раз-дельные клубни, растет на пойменных и сырых лугах.
Ятрышник пестрый, «чужая трава», имеет прямые стебельки с пятнистыми цветками, собранными в прямую кисть, на листьях темные пятна. Лиловый его цветок похож на тропическую орхидею. На это указывает один из шести лепестков — свисает губой и у основания видна шпора. Размножаются все орхидные трудно. Хотя и приносит каждое растение огромное количество семян (иногда в одном плодике их содержится несколько миллионов), но они мелкие, как пыль. В этих семенах есть только зародыш, а питательных веществ нет. Сами, без посторонней помощи, они прорасти не могут. Чтобы зародыш тронулся в рост, семечку необходимо попасть в почву, пронизанную гифами грибов. Как только в семя орхидных проникает гиф гриба, пробуждается зародыш семени и начинает брать питательные вещества для своего роста. В симбиозе с гифом гриба зародыш развивается в новый организм — протокорм, а из него уже развивается новая орхидея со стебельком и листьями, которым предстоит подняться над землей, а потом породить удивительно причудливые, необычайной красоты цветки. На такое прорастание иногда уходит 15—20 лет! И это понятно, потому что трудно встретить семечку своего помощни-ка — гифа гриба, близкого по биохимическому составу данному растению. А сбор цветков на букеты полностью уничтожает растение, пусть даже не тронуты его листья и корни. Из-за обрыва стебля с цветками растение ослабевает и не успевает накопить в подземных клубнях запас питательных веществ, необходимых ему для роста и развития.
Ятрышник шлемовидный. Цветки его похожи на шлем, в верхней части розовые, в нижней беловатые, с пурпурными крапинками. Цветки собраны на верхушке в густое цилиндрическое соцветие. Стебель у этого ятрышника слегка ребристый, несущий 3 — 4 эллиптически заостренных листа. Клубни цельные, яйцевидные, суженные к концу. Растет он на лесных сыроватых лугах, иногда по берегам рек.
Кроме перечисленных орхидных в наших лесах еще растут колипсо луковичный и кокушник длиннорогий, которые тоже подлежат охране.
Любители-садоводы, не выкапывайте орхидные даже с благородной целью размножить в своем саду, это очень сложно и не всегда удается, а между тем природе наносится болезненная рана. Красота наших немногочисленных орхидей требует особой заботы о них.
В середине июня радует нас своим появлением венерин башмачок, башмачок настоящий. Нет его красивее в наших лесах! Сказочно замысловатым выглядит его цветок: вздутая двухлопастная губа с узким устьем и длинные, острые, слегка закрученные, оттопыренные боковые лепестки. Нижний зубчатый лепесток образован из двух сросшихся. Тычинок всего две. На дне башмачка сочные волоски выделяют нектар, за ним летят насекомые, а улетая, уносят на спинке приклеившийся комочек пыльцы. Образующиеся семена очень мелкие, прорастают очень медленно, и зацветает растение только на восемнадцатом году жизни! Венерин башмачок стал самой большой редкостью в нашем краю из-за неразумного вмешательства человека. Вырубка леса и покос изменяют экологическую обстановку и вредят развитию орхидных.
Дягиль лекарственный — мощный лесной великан с красивым большим зонтиком зеленовато-белых цветков на верхушке.
Он хорошо растет в таких лесах, где свободно, много света, нет палящих лучей солнца, тяжелого зноя. Почвы он предпочитает нейтральные (щелочных и кислых не выносит), влажные, богатые органическими веществами. В таких условиях он зацветает на второй год и достигает двух метров высоты.
Сибирь… Чем только не славен этот обширный и суровый край нашей Родины! Есть в его недрах нефть, газ, целебные воды, полноводные реки, болота — хранители тайн, и прекрасные леса, лиственные и хвойные.
Сосны! Растут в лесной зоне по всей территории нашей Родины. Но среди них есть такая, которая требует немедленной защиты, строгой охраны, неустанной нашей заботы,— сосна сибирская, кедр. Сибирские кедровые леса — целый своеобразный мир. В них живут медведи, белки, бурундуки. И даже хищный соболь в пору изобилия кедровых орехов становится вегетарианцем, вполне довольствуясь вкусными питательными орешками. «Где нет кедра — там нет соболя»,— говорят сибиряки-охотники. Не отстают от зверей и птицы, особенно темно-бурые с белыми пятнышками кедровки. Лакомясь орешками, они невольно засевают ими большие площади. Кроме того, они защищают своего кормильца от многочисленных вредителей уничтожая их почти круглый год.
А как кедр красив: «Стоит столб до небес, а на нем шатер-навес. Красной меди столб точеный, а навес сквозной зеленый». «Будто боярин в дорогой шубе», — говорит о нем Мамин-Сибиряк. А как приятно прикоснуться рукой к его мягким, длинным, зеленым с голубоватыми прожилками хвоинкам, которые сидят по пять штук вместе.
Пока еще кедровая сосна не редкость. Но заботиться о ней надо уже сейчас. Разрешается вести организованные сборы орехов в размерах, не подрывающих запасы сырья.
Сибиряки издавна ценят целебные свойства кедра. В его хвое витамина С в шесть раз больше, чем в лимоне. Кедровая живица обладает бактерицидным действием, она самым удивительным образом исцеляет не только повреждения дерева, но и тяжелые раны человека и животных. В народной медицине молоком кедровых орехов лечили туберкулез, болезни почек и мочевого пузыря. Когда грызете кедровые орешки, не выбрасывайте скорлупу — ее отваром лечат геморрой. Полстакана скорлупы заливают стаканом воды, кипятят 5 минут, 20 минут настаивают и пьют в два приема перед едой. Из хвои сделайте весной витаминный настой: стакан нарезанной хвои залейте стаканом воды, слегка подкислите лимонной кислотой и поставьте в теплое место на двое суток, после этого настой готов к употреблению. Такое же лекарство можно приготовить из иголок ели и сосны. Если уж они попали к вам в дом на Новый год, не выбрасывайте их, сохраните ветки и иголки, потом они пригодятся: когда простынете, отварите ветки и попейте отвар при кашле.
По санитарно-гигиеническому значению кедр превосходит сосну, отличается высокой биологической полезностью и должен использоваться в озеленении таежных городов. Осторожно собирайте шишки, не губите кедр, в нем наше здоровье!
И еще есть у нас одна «елочка» семейства кипарисовых, которая требует защиты,— это наш можжевельник, верес. «У маленькой елки колючие иголки, шарики синие, словно бы в инее».
Это древовидный вечнозеленый кустарник до трех метров высотой. Жесткие трехгранные листья-иголки собраны по три вместе. Плоды в виде синих ягод состоят из сросшихся чешуек, образуя соплодие — ложную ягоду.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись: