UTRICULARIA(пузырчатка).По числу относящихся к нему видов (более 250) этот род занимает первое место среди насекомоядных растений. С морфологической точки зрения он характеризуется полным отсутствием корневой системы и необычайной пластичностью или изменчивостью вегетативных органов, которая часто делает чрезвычайно трудным или даже невозможным решение вопроса, каково происхождение той или иной части: имеет она стеблевой или листовой характер.
Видео: Елена Малышева. Как лечить пузырчатку
Рис.1. Utricularia vulgaris.Слева – молодое растеньице,
развившееся из перезимовавшей почки, справа – частьвзрослого растения
Видео: © Насекомоядная водоросль, пузырчатка обыкновенная (Utricularia vulgaris) // Greater bladderwort[
с двумя заложившимися зимующими почками на концах главного ибокового побегов
Видео: Эпидемическая пузырчатка новорожденных, этиология, патогенез, клиника, лечение, прогноз
Рис.2. Utricularia intermedia.Молодое, развившееся из зимующей почки
растеньице с двумя «якорными» побегами
Рис. 3. Utricularia inflata. Растение с «плавательными телами»
у основанияцветоносного побега.
Рис.4. «Плавательное тело» Utricularia stellaris (увеличено в 16 раз).
Видныпросвечивающие сквозь наружную стенку клеточные пластинки, отделяющие друг отдруга
большие наполненные воздухом межклетные пространства- внизу они уже видныв разрезе.
Рис.5. Utricularia bifida.Растение с побегами, несущими пузырьки
и настоящие листья, и с «ризоидами» (Rh)
Рис.6. Utricularia flexuosa. Продольный разрез пузырька. Kl – клапан,
несущий на наружной поверхности две щетинки и слизистые волоски
Отсутствующая корневая система заменена тонкими разветвленными стеблевыми побегами, которые укрепляют растение в почве и снабжают его водой и минеральными солями, т.е. выполняют те же функции, что и настоящие корни. Кроме того они несут большое число пузырьков, которые здесь, следовательно, находятся не в воде, а во влажной почве. У некоторых наземных пузырчаток у основания цветоносов имеются особые выросты, так называемые ризоиды (рис. 5), предназначенные, по-видимому, для придания большей устойчивости цветущей и плодоносящей оси.Эпифитные пузырчатки обитают, главным образом, во мху, на коре деревьев. У них имеются описанные Дарвином клубни, запасающие воду и дающие им возможность переживать сухое время года. Некоторые эпифитные пузырчатки поселяются в «цистернах» Bromeliaceae, – углублениях в виде чаш, образованных плотно прилегающими друг к другу основными частями листьев. Здесь собирается дождевая вода, и в ней всегда имеется довольно обильное население, состоящие из мелких животных, которые и служат пищей для этих видов Utricularia.
Наиболее интересная особенность Utricularia, от которой она получила и свое название, - пузырьки (utriculi), предназначенные для ловли животных. Характер добычи зависит от того, где находятся эти ловушки, - в воде, в илу или в почве, но всегда это очень мелкие животные, так как размеры пузырьков незначительны и у некоторых видов не превышают в длину 5-6 мм.
Рис.7. Utricularia Warburgi. Разрезанный вдоль пузырек с «хоботком».
Внутри пойманная личинка насекомого
Рис.8. Utricularia vulgaris. а – вид пузырька сбоку,
b – вид его спереди, в состоянии напряжения
Рис.9. Utricularia reniformis. Молодое растеньице
с подземными побегами, несущими пузырьки
Видео: Аутоиммунные заболевания кожи. Листовидная пузырчатка. Дискоидная красная волчанка
Статьи о растениях-хищниках
Чарльз Дарвин и современные знания о насекомоядных растениях
ГДЕ КУПИТЬ НАСЕКОМОЯДНЫЕ РАСТЕНИЯ?
ВЕНЕРИНА МУХОЛОВКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ, ИЛИ ДНЕВНИК ВЛАДЕЛЬЦА НАСЕКОМОЯДНОГО РАСТЕНИЯ
Швейцарский энтомолог Броше еще в 1911 г. открыл, что пузырьки утрикулярии совершают «глотательные» движения. Механизм этих движений был выяснен в основных чертах исследованиями Мерля (1921), Чайя (1922), Уайтайкома (1924) и др. Согласно этим исследованиям, источником движущей силы здесь являются четырехлопастные железки, которые непрерывно и энергично высасывают воду из полости пузырька. Так как входное отверстие плотно закрыто клапаном, то с уменьшением количества воды в полости боковые стенки пузырька постепенно втягиваются внутрь (рис. 8). Эта деформация живой сильно тургесцирующей ткани сопровождается возникновением в ней эластического напряжения: вдавленные внутрь стенки стремятся принять первоначальную форму, чему, однако, препятствует сила сцепления их с частицами воды и сцепление (когезия) этих частиц между собой. Если теперь слегка приоткрыть клапан, надавивши на него тонкой иглой или волоском, то наружная вода с силой врывается через образовавшееся отверстие внутрь, и боковые стенки пузырька выпрямляются. В природе такое приоткрывание клапана совершается мелкими плавающими (и ползающими) животными, причем, по Чайя и другим вышеупомянутым авторам, особенно легко оно происходит в тех случаях, когда эти животные прикасаются к расположенным на наружной поверхности клапана четырем длинным щетинковидным волоскам: эти волоски действуют подобно рычагам, и достаточно самого легкого надавливания на них, чтобы клапан отстал от подушечки, служащей ему опорой. Возникающая при этом струя воды увлекает животных внутрь полости, после чего эластический клапан принимает свое первоначальное положение и входное отверстие снова закрывается. Таким образом, пузырек утрикулярии представляет собой «живой когезионный механизм», действующий без всякого участия каких-либо наделенных контактной раздражимостью клеток.
Пузырек, только что проглотивший добычу, в течение некоторого времени не может совершать новых глотательных движений, так как не обладает необходимым для этого эластическим напряжением стенок. Однако уже через 15-20 минут, благодаря работе высасывающих воду четерхлопастных железок, он вновь «заряжается» достаточным количеством потенциальной энергии и опять готов к действию.
В строении и физиологических свойствах пузырьков Utricularia имеется целый ряд интересных особенностей, обеспечивающих безотказную работу их когезионного механизма. Так, например, стенки их состоят из клеток, обладающих чрезвычайно малой проницаемостью для воды, так что проникновение ее внутрь путем осмоза через оболочки и протоплазму этих клеток почти невозможно. Плотное соединение клапана с опорной подушечкой достигается наличием на этой последней кутикулярного валика (velum). Для этой же цели служит обильно выделяемая здесь особыми железками слизь. Уплощение пузырька при высасывании из него воды четырехлопастными волосками сопровождается выгибанием клапана наружу, вследствие чего он еще плотнее закрывает входное отверстие.
Как видно из этого описания, пузырьки утрикулярии представляют собой весьма совершенный аппарат для ловли мелких животных. Особенного удивления заслуживает то обстоятельство, что у этого растения работа всасывающих железок, непосредственной задачей которых является поглощение питательных веществ из полости пузырька, в то же время служит источником энергии, необходимой для ловли добычи. Здесь перед нами одно из разительных проявлений «принципа экономии сил», который, по-видимому, играл не последнюю роль в процессе отбора и совершенствования сложнейших приспособлений, наблюдаемых у высших растительных и животных форм.
О совершенстве ловчего аппарата утрикулярии свидетельствует и богатство добычи, постоянно находимой в ее пузырьках. Хегнер (1926) подсчитал, что в одном экземпляре Utricularia vulgaris var. americana, имевшем в длину около 220 см, содержалось приблизительно 150 000 пойманных низших ракообразных и огромное число Protozoa. Интересно, что из этих последних некоторые (например, Paramaecium, Stentor) быстро перевариваются, тогда как другие (например, Euglena) остаются в пузырьках сравнительно долгое время живыми и сохраняют свою подвижность. Более крупные животные попадаются значительно реже: иногда в пузырьках находили личинок жуков (рис. 8), мальков рыбы и даже небольших головастиков.
Ч. Дарвину не удалось выяснить, обладают ли пузырьки утрикулярий способностью выделять протеолитические и другие ферменты. Этот вопрос был решен в положительном смысле позднейшими исследователями. Так, уже Лютцельбург (1910) установил выделение протеолитического фермента типа трипсина и, кроме того, бензойной кислоты, которая, по его мнению, играет роль антисептического вещества. Однако Штуцер (1926) обнаружил в пузырьках значительное количество самых разнообразных бактерий, которые, как он полагает, принимают участие в разложении белковых и других органических веществ пойманных и убитых животных. Адова (1924) нашла в вытяжках из пузырьков Utricularia vulgaris две протеазы, из которых одна сильнее действует в кислом, другая в нейтральном растворе. В вытяжках из обыкновенных листьев этого растения протеолитических ферментов не оказалось.
Гёбель показал, что переваривание пойманных животных сопровождается накоплением капелек жира в клетках четырехлопастных железок, покрывающих стенки пузырьков изнутри. По-видимому, этот жир образуется здесь за счет лецитина, который проникает внутрь этих клеток сквозь их оболочки. Ч. Дарвин ошибочно полагал, что в клетках четырхлопастных железок происходит новообразование протоплазмы за счет поглощенных ими органических веществ- за протоплазму он принял отлагающиеся здесь капельки жира.