Видео: Coffee with Sr. Vassa Ep.37 (John the Baptist)
Новый Национальный Театр Токио, существующий с 1997 года, как 11-летний ребенок, с радостью и энтузиазмом первооткрывателя осваивает профессиональную классическую балетную сцену. При театре существует хореографическое училище, так что процесс выпуска молодых кадров уже поставлен на поток. Признанный балетмейстер Асами Маки пошла на серьезный шаг и создала для театра двухактный балет «Дама с камелиями» по роману А.Дюма, который молодой балет из Токио и привез в российскую столицу в рамках фестиваля «Японская осень». На двух из трех спекталей в качестве приглашенных звезд выступили прима-балерина Большого театра Светлана Захарова (вдохновительница Асами Маки на создание балета), а также недавно покинувший театр Денис Матвиенко.
Классический балет в Японии зародился в 1912 году - завезенный итальянцем Джакомо Роси, а затем вдохновленный приехавшей на гастроли Анной Павловой, он до сегодняшнего дня является любимой и неприкосновенной японской мечтой. Русская классическая школа со времен Павловой также остается для них кумиром: японцы не перестают отправлять учиться своих детей в Московскую Академию хореографии, выписывать педагогов из России, а также устраивать богатые дивертисменты с участием лучших российских танцовщиков. Побеждающие на некоторых международных конкурсах артисты из Японии смогли проявить себя и на нашей сцене. Пример – один из ведущих солистов Большого – японец Морихиро Ивата.
Что касается самобытности японского балета, то тут дела обстоят сложно. Как в консервативном монархическом государстве, сверы влияния в классическом танце давно уже устойчиво поделены между его самыми близжайшими наследниками – Европой и Россией. Если говорить о Востоке, то здесь окончательную форму любому искусству, а танцу в частности, придает своеобразная национальная культура, благодаря которой в стране восходящего солнца взросли собственные хореографы и школы танца. Но классика не терпит столь жестких воздействий, ей необходима вечная строгая школа, которая сквозь столетия помогает ей вновь, облачаясь в драгоценные пачки, оставаться символом красоты и благородства.
«Дама с камелиями» на московской сцене – это, по словам самой Асами Маки, желание показать то, чего добился японский классический танец. В своем балете на музыку Берлиоза хореограф как будто боялась хоть словом, хоть жестом обмолвиться о том, что балет поставлен не в европейской части континента. Что иронично, ереминская «Маргарита Готье» в нашем «Современнике», напротив, представлена настоящей гейшей. Но говорить о какой-либо самобытности спектакля Маки вообще очень трудно. Либретто, полностью скопированное с Травиаты, отдельные сцены и костюмы, очень напоминающие «Маргариту и Армана» Фредерика Аштона, правда, в более вульгарном воплощении, хореография по-таперски выдержанная в манере плохого советского балета, примитивные рисунки кордебалета, сценография в стиле времен дягилевских сезонов, да и весь спектакль, как на подбор сшитый из самых банальных балетных клише, не окажется спасенным даже высококлассными российскими танцовщиками.
Видео: Albert Einstein's Big Idea HD Documentary (With 10 Subtitles)
Впрочем, Арман - Матвиенко, тоже отчасти подтянутый под образ Нуриева, единственный в спектакле сумел достучаться до сердец зрителей своей трогательной непосредственной манерой. Хореографическое решение партии Светланы Захаровой (Маргарита) – танцовщица стала вдохновительницей всего балета для Асами Маки - не несет в себе никаких заимствований, но сравнения с роковой Марго Фонтейн или хрустально красивой Лючией Лаккарой окажутся не в пользу примы Большого (что уж говорить о кинодивах Грете Гарбо и Изабель Юппер!). Как всегда, безупречная в технике исполнения, Захарова создает лишь поверхностный образ светской кокетки, отдаленно напоминающей ту дорогую даму с камелиями, внимания которой могли быть удостоены лишь избранные. Она легка, изящна, но как-то по-ученически правильна в распоряжении своими эмоциями, ее постоянные туберкулезные подергивания нарочиты, а жесты, поставленные хореографом, как-то неестественно прямолинейны – будь то кулачки во время гнева героини или взывающие положения рук в духе «ну спасите же меня, наконец!».
Исполнение японской труппы, прилежно отточенное и с неплохой выучкой, очевидно, было несколько скованно волнением молодых артистов. Обделен хореографией и граф в исполнении красавца американца Роберта Тюслея из NYCB, а о перипетиях сюжета, связанных с отцом Армана в исполнении колоритного Генадия Ильина, за трудностью выражения в танце вообще можно догадываться, если не читать либретто. Роль Ильина сводится к эффектным трагическим позам, напоминающим явления вестника рока подлинной истории Маргариты Готье, или Дамы с камелиями.
Поставленный не на самое выразительное произведение Берлиоза балет «Дама с Камелиями» Асами Маки не слишком убедительно прозвучал на новой сцене Большого, оставив ликующими в зрительном зале лишь преданных любителей красивых линий Светланы Захаровой и обаяния Дениса Матвиенко.
Маргарита Ребецкая
Список книг для детей
11. ДВЕ МАМЫ – «ДВЕ КРЕПОСТИ».
Последние новости